Является ли дтп преступлением


Бесплатная юридическая консультация:

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения.

Оглавление:

Объективная сторона преступления предполагает наличие причинной связи между событием и его последствиями. При установлении причинной связи необходимо выяснить, имел ли место период неуправляемости транспортным средством.

С субъективной стороны преступление характеризуется неосторожной виной по отношению к последствиям. При наличии же прямого или косвенного умысла ответственность наступает за преступление против жизни личности или имущества, или диверсию.

При расследовании ДТП выяснению подлежат следующие обстоятельства

• является ли данное происшествие ДТП;


Бесплатная юридическая консультация:

• время и место происшествия, его последствия;

• имеются ли потерпевшие, каков характер причиненного их здоровью вреда; время и причины смерти;

• характер и размер причиненного материального ущерба;

• какие транспортные средства участвовали в происшествии, каков механизм ДТП;

• по чьей вине произошло ДТП, каков ее характер;


Бесплатная юридическая консультация:

• какие правила дорожного движения и эксплуатации транспортного средства были нарушены виновным и в чем выразились эти нарушения;

• имеется ли причинная связь между нарушениями этих правил и наступившими последствиями;

• не несут ли ответственности за ДТП должностные лица, допустившие выпуск из автопарка, гаража и пр. неисправного транспортного средства или водителя с признаками переутомления, больного и др.;

• обстоятельства, влияющие на степень и характер ответст¬венности виновного, а также способствовавшие ДТП;

• не имела ли места инсценировка ДТП.


Бесплатная юридическая консультация:

Первоначальные следственные действия по делам о ДТП

Если лицо, совершившее ДТП, скрылось с места происшествия на автомобиле или без него, в плане расследования предусматриваются меры по розыску того и другого, которые осуществляются параллельно с осмотром места происшествия.

Уголовное дело возбуждается обычно по факту ДТП, о котором органу расследования становится известно из сообщения сотрудника ГИБДД, очевидцев происшествия, а иногда и от водителя транспортного средства.

Расследование начинается, как правило, с осмотра места ДТП.

Основными задачами этого следственного действия являются:


Бесплатная юридическая консультация:

• установление факта ДТП, точного места и времени его совершения;

• предположительная классификация ДТП;

• установление направление движения, местонахождение и действия участников события в момент возникновения опасной ситуации и самого ДТП;

• местонахождение и действия участников до и в момент ДТП, в конечной стадии ДТП;

• состояние груза, дорожных сооружений и местных предме¬тов в связи с ДТП.


Бесплатная юридическая консультация:

Особенностью следственного осмотра места ДТП является то, что до прибытия следователя там могут быть произведены на законном основании существенные изменения. В соответствии с установленными правилами работник ГИБДД, прибывший на место ДТП, обязан оказать потерпевшим первую медицинскую помощь и при необходимости отправить их в лечебное учреждение. Если имеется труп, то его положение фиксируется на дорожном покрытии с помощью стойкого красителя или мела путем обвода контуров тела. Далее инспектор ГИБДД принимает меры к отысканию следов ДТП и вещественных доказательств, отмечает их местоположение и устанавливает перед ними знак заграждения.

В начальной стадии осмотра следователь изучает и фиксирует (в протоколе, на схеме) дорожную обстановку.

• тип и состояние дорожного покрытия;

• ширину и разметку дороги, ее обустройство, наличие дорожных знаков, характеристику прилегающих участков;

• обзорность, видимость, освещенность;


Бесплатная юридическая консультация:

• интенсивность и плотность движения; наличие помех движению.

Далее следователь устанавливает местонахождение центра (узла) происшествия

Осмотр транспортного средства (ТС) начинают с той его части, которая, судя по следам, вошла в непосредственное соприкосновение с другим ТС, телом человека или иным объектом при столкновении или наезде.

При наезде на пешехода основное внимание обращают на детали передней части ТС, которыми чаще всего травмируется пешеход: бампер, облицовка радиатора, фары, крылья.

Наряду с наружными поверхностями осматривают и внутреннюю часть салона.

Бесплатная юридическая консультация:

Когда на месте происшествия имеется труп (наезд на пешехода, переезд, выпадение), то осмотр трупа и одежды способствует выяснению механизма ДТП, его причин, а иногда позволяет придти к выводу о замаскированном убийстве, инсценированном как ДТП. При осмотре одежды отмечают ее состояние, имеющиеся повреждения и загрязнения (разорвана, имеются следы волочения, протектора, наложения частиц лакокрасочного покрытия, грязи и т.п.).

В тех случаях, когда водитель скрылся с места происшествия вместе с ТС, особое внимание обращают на следы, которое помогут установить модель ТС и будут использованы для его розыска, а также последующего отождествления.

Если ТС осталось на месте, а водитель скрылся, то при осмотре ТС выявляют и изымают следы рук на рулевом колесе, рукоятке переключения передач, ручном тормозе, на крышке ящика для мелких вещей, изымают вещи и документы, обнаруженные в салоне (кабине). Для фиксации результатов осмотра места ДТП используют фотосъемку (стереофотосъемку), видеозапись.

Водитель ТС направляется в медицинское учреждение для установления освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.

При допросе водителя после его свободного рассказа следователь выясняет, было ли исправно ТС перед ДТП, в чем заключалась неисправность, в какой момент водитель ее обнаружил, какие меры принял к ее устранению или прекращению движения. Сведения, сообщаемые водителем, сопоставляются с данными осмотра и проверки ТС на месте происшествия. Впоследствии при назначении судебно-автотехнической экспертизы перед экспертом должен быть поставлен вопрос о наличии неисправности, ее причине и влиянии на происшедшее ДТП.


Бесплатная юридическая консультация:

При допросе водителя должны быть выяснены следующие обстоятельства; кто, кроме него, находился в кабине (салоне), сколько времени до ДТП он непосредственно находился за рулем, куда ехал, по какой улице (дороге), с какой скоростью, на какой полосе движения, какова была видимость, обзорность, какие транспортире средства находились на дороге и их взаиморасположение, какие дорожные знаки, светофоры видел водитель непосредственно перед ДТП. Выясняют обстоятельства механизма самого ДТП: когда водитель увидел и осознал аварийную ситуацию, в чем она выражалась; какие действия он предпринял или собирался предпринять; принимал ли меры к прекращению движения путем торможения или применил маневр.

При допросе свидетелей выясняют: направление движения ТС, приблизительную скорость его движения, наличие других ТС, поведение потерпевшего и другие обстоятельства. Если столкнулись ТС, то свидетеля спрашивают о направлении и движения каждого из них.

Последующие следственные действия по делам о ДТП зависят от той ситуации, которая сложится после проведения начального этапа расследования. Если ТС еще не установлено и водитель не разыскан, то основное внимание уделяется розыскным действиям. Когда ТС и водитель известны, главное — это получение и проверка сведений о ДТП, для чего планируются установление и допрос новых свидетелей, проверка и уточнение показаний на месте, назначение судебных экспертиз, проведение следственного эксперимента и предъявления для опознания.

Автотехническая экспертиза позволяет установить механизм ДТП.

транспортно-трасологическая экспертиза позволяет отождествить ТС или установить его групповую принадлежность по следам ходовой части, выступающих частей, по отделившимся деталям. Диагностическими задачами, решаемыми экспертизой этого вида, являются установление линии и угла столкновения ТС, разграничение следов первичного и повторного соударения (опрокидывания); обстоятельств выпадения человека из ТС и пр.


Бесплатная юридическая консультация:

Судебно-медицинская экспертиза решает вопросы о причине и времени смерти, о механизме повреждений на теле человека, прижизненном или посмертном характере этих повреждений и др.

Металловедческая экспертиза позволяет устанавливать причины повреждений деталей транспортных средств.

Следственный эксперимент производится для проверки показаний водителя, потерпевшего, свидетеля и для объективизации данных о механизме ДТП.

При необходимости могут быть проведены предъявление для опознания (ТС, водителя), очные ставки, повторные допросы и т.д.

Источник: http://criminalistics-ed.ru/index.php?id=755&request=full


Бесплатная юридическая консультация:

Расследование дорожно-транспортных происшествий

Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных происшествий. Обстоятельства, подлежащие установлению

Нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, либо причинение крупного ущерба, либо смерть одного или нескольких человек, а также оставление места дорожно-транспортного происшествия лицом, управляющим транспортным средством и нарушившим правила дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, в случае наступления указанных выше последствий, относятся к числу уголовно наказуемых деяний (ст. 264,265 УК РФ).

Криминалистическая характеристика ДТП во многом определяется тем, что они относятся к разряду неумышленных, неосторожных преступлений. В качестве ее элементов можно выделить следующие.

Обстановка совершения ДТП определяется тем, что большинство их происходит в городах, где развита транспортная система, интенсивное пешеходное движение. В сельской местности происшествий совершается в 5 раз меньше, чем в городах. Причем, в городах значительное большинство происшествий совершается на перегонах улиц и около четверти – на перекрестках и площадях. Подавляющее большинство ДТП связано с нарушениями правил безопасности дорожного движения водителями.

Правовая оценка действий водителя связана с оценкой дорожной обстановки, которая включает в себя комплекс сведений о дорожных условиях, типе и состоянии дорожного покрытия, ширине проезжей части, ее освещенности и состоянии средств регулирования дорожного движения.

По механизму совершения выделяют наезды на пешеходов, столкновения транспортных средств, опрокидывания, наезды на препятствия, выпадения пассажиров из транспортных средств. Наезды на пешеходов и столкновения транспортных средств в большей степени присущи городам, в то время как в сельской местности чаще происходят опрокидывания и наезды на препятствия. Последние часто обусловлены слабым контролем за техническим состоянием транспортных средств и обусловленными им неисправностями.


Бесплатная юридическая консультация:

По характеру типичных материальных следов на месте происшествия можно предположительно определить вид ДТП, установить участвовавшие транспортные средства и водителя, по вине которого оно произошло. Так, для наездов на пешеходов характерны следы крови на проезжей части и деталях транспортного средства, неглубокие повреждения частей кузова (крыльев, капота). При столкновениях транспортных средств наблюдаются обширные и глубокие деформации металлических и разломы деревянных частей, множество осколков стекла, частиц краски, грязи и снега, отделяющихся от нижних частей транспортных средств. Находящиеся в транспортных средствах люди получают характерные телесные повреждения, по которым можно судить, кто из них находился за рулем, а кто на месте пассажира.

Для опрокидываний характерны большой протяженности следы торможения или заноса, повреждения боковых частей и крыши кузова, для наездов на препятствия – значительные разрушения передней части транспортного средства.

При изучении личности нарушившего правила безопасности движения водителя важно установить его профессиональные качества (стаж работы водителем, уровень подготовки, опыт вождения), а также наличие заболеваний, оказывающих влияние на безопасное вождение, степень утомления к моменту ДТП, наличие алкогольного опьянения.

К основным причинам ДТП следует отнести: недисциплинированность водителей и пешеходов, пренебрегающих правилами дорожного движения,- переоценка своих способностей, неучет конкретных дорожных условий и т.д.; несоблюдение водителями безопасной дистанции или очередности проезда; переход пешеходами проезжей части в неустановленном месте, перед близко идущим транспортным средством, неожиданный выход на проезжую часть из-за стоящих транспортных средств, сооружений, переход проезжей части при запрещающем сигнале светофора.

К обстоятельствам, подлежащим установлению при расследовании ДТП, относятся: 1) характер происшедшего (преступление, несчастный случай, стихийное бедствие); 2) время, место и другие обстоятельства ДТП; 3) виновность водителя в нарушении правил дорожного движения; 4) причинная связь между нарушением правил дорожного движения и наступившими последствиями; S) механизм ДТП; 6) наличие отягчающих либо смягчающих вину водителя обстоятельств; 7) характер и размер ущерба (в том числе количество пострадавших и степень тяжести вреда здоровью); 8) обстоятельства, способствовавшие совершению преступления.


Бесплатная юридическая консультация:

Особенности возбуждения уголовного дела. Типичные ситуации первоначального этапа расследования и действия следователя

Возбуждение уголовного дела о дорожно-транспортном происшествии имеет ряд особенностей, присущих только этому составу преступления. Уголовное дело, как правило, возбуждается не в отношении конкретного лица, а по факту случившегося (наезд на пешехода, столкновение транспортных средств, опрокидывание и т.д.). В действительности механизм этого вида происшествий настолько сложен и неочевиден, что в начале расследования не представляется возможным высказать суждение о наличии или отсутствии в действиях водителя нарушения установленных правил. Это удается определить позднее, когда будут собраны и проанализированы все сведения о происшедшем, включая и те, которые не поддаются оценке на основе юридических знаний (скорость движения транспортных средств и пешеходов, установление механизма их взаимного сближения в условиях дорожно-транспортного происшествия, определение технической возможности предотвращения водителем вредных последствий и другие обстоятельства). Это возможно лишь после проведения ряда экспертиз и сопоставления их результатов с другими доказательствами. Поэтому на первоначальном этапе расследования водитель, как правило, допрашивается в качестве свидетеля, а обвиняемым он становится лишь на этапе последующего расследования. Все водители – участники дорожно-транспортного происшествия подлежат медицинскому освидетельствованию для установления состояния опьянения.

На месте происшествия работники милиции (ГАИ, участковые инспектора) определяют состояние опьянения водителя с применением индикаторной трубки «Контроль трезвости».

Другой путь установления состояния опьянения водителя – проведение судебно-медицинской экспертизы, которая назначается по постановлению следователя и делает выводы по результатам исследования крови, мочи или слюны.

Для определения направления расследования первоочередное значение имеет полнота информации о месте, времени дорожно-транспортного происшествия, его последствиях, личности водителя и транспортном средстве.

Обобщение практики расследования дорожно-транспортных происшествий позволяет выделить три типичных исходных следственных ситуации.

1. Водитель, транспортное средство и потерпевший находятся на месте происшествия, либо, если их по каким-то причинам на месте происшествия не оказалось (например, в связи с доставлением в лечебное учреждение), имеются достоверные сведения о них.


Бесплатная юридическая консультация:

Такая ситуация является самой распространенной и возникает в основном при столкновениях транспортных средств. Она позволяет получить обширную информацию об обстоятельствах происшествия от его участников, осмотра места происшествия и транспортного средства. Характер имеющейся информации в значительной мере определяет вид и последовательность следственных действий по разрешению ситуации: осмотр места происшествия, допрос свидетелей-очевидцев, потерпевшего, водителя, освидетельствование водителя и потерпевшего, назначение судебно-медицинской экспертизы.

2. Потерпевший находится на месте происшествия, а водитель и транспортное средство отсутствуют, и достоверных сведений о них нет.

Эта ситуация характеризуется наличием сведений о времени, месте совершения происшествия, его последствиях.

Непосредственно после осмотра места происшествия целесообразно допросить свидетелей-очевидцев и потерпевшего, прежде всего, с целью получения сведений, необходимых для установления водителя и транспортного средства Затем необходимо назначить судебно-медицинскую экспертизу. После допроса водителя и осмотра транспортного средства их необходимо (в зависимости от особенностей происшедшего) предъявить для опознания, а при необходимости провести очные ставки между свидетелями-очевидцами (потерпевшим) и водителем.

3. Потерпевший, транспортное средство находятся на месте происшествия, но отсутствует водитель транспортного средства.


Бесплатная юридическая консультация:

При этом известны время, место совершения происшествия, последствия и транспортное средство. В таких ситуациях потерпевший, свидетели-очевидцы могут наблюдать совершившего преступление водителя, т. к. он, как правило, прежде чем скрыться с места происшествия, выходит из транспортного средства, чтобы убедиться, что потерпевший мертв или находится в бессознательном состоянии. При наличии очевидцев под предлогом вызова скорой помощи или сообщения о случившемся в милицию водитель скрывается. Кроме того, в такой ситуации нередко водитель делает заявление в милицию об угоне транспортного средства после совершения им дорожно-транспортного происшествия. Поэтому после осмотра места происшествия, допроса свидетелей-очевидцев необходимо организовать поисковые мероприятия с

учетом имеющейся информации, проверяя при этом поступившие в милицию заявления об угоне. Разоблачению ложного алиби водителя после его задержания способствуют не только результаты предъявления его свидетелям-очевидцам, но и судебно-медицинской экспертизы, в ходе которой по полученным водителем телесным повреждениям или ушибам можно установить факт его нахождения за рулем автомобиля.

Особенности тактики первоначальных следственных действий

При расследовании дорожно-транспортных происшествий обычно проводят следующие неотложные следственные действия: осмотр места происшествия, допрос совершившего ДТП водителя, допрос свидетелей-очевидцев, допрос потерпевшего, назначение судебно-медицинской экспертизы.

Осмотр места происшествия. По прибытии на место происшествия необходимо кратко опросить находящихся там потерпевшего, водителя, свидетелей-очевидцев, сотрудника милиции, который первым прибыл на место происшествия, для уяснения сути происшедшего и установления признаков преступления. На основе полученных сведений определяется тактика осмотра места происшествия.

В ходе осмотра места ДТП решаются следующие задачи: обнаружение, фиксация и изъятие следов и других вещественных доказательств; выяснение обстановки происшествия; установление технического состояния транспортного средства; розыск скрывшегося с места происшествия водителя; установление причин и условий, способствовавших ДТП.

В соответствии с этими типичными задачами выделяются типичные объекты осмотра места ДТП: отрезок улицы (дороги) и прилегающая к нему обстановка, труп, транспортное средство, следы действий по сокрытию ДТП.


Бесплатная юридическая консультация:

До начала осмотра определяются границы места происшествия – участок проезжей части улицы (дороги), на котором сохранились следы ДТП, организуется объезд этого участка на время осмотра.

При осмотре проезжей части следует установить тип ее покрытия (асфальт, бетон, грунт), продольный и поперечный профили (уклон, подъем), ширину и число полос для движения, состояние дорожного покрытия (мокрое, обледенелое, заснеженное), дефекты покрытия, наличие и расположение дорожных знаков, светофоров, температуру воздуха и расстояние, на которое просматривается проезжая часть.

Важное значение в познании механизма ДТП имеет изучение следов, образующихся на проезжей части. Наиболее распространенными являются следы движения транспортного средства. Криминалистическая ценность следов заключается в том, что их изучение позволяет установить вид и тип транспортного средства, характерные особенности шин.

Исследование следов движения позволяет также установить направление движения транспортного средства, что необходимо для быстрого розыска скрывшегося водителя. Так, при движении автомобиля по грязи, пыли, снегу на дне следа образуются зубцы, пологие концы которых обращены в сторону его движения. Трава приминается в направлении движения транспортного средства. На вертикальной стенке глубокой колеи боковые части шины оставляют дугообразные трассы, обращенные незавершенной частью дуги в направлении движения транспортного средства. При соприкосновении боковой части шины грузового автомобиля с бордюрным камнем грунтозацепы ее оставляют следы в виде расположенных под острым углом друг к другу полос неодинаковой длины, острие которых обращено книзу. Более короткая часть полосы следа обращена в сторону, противоположную движению транспортного средства.

Определить направление движения транспортного средства можно по раздавленным колесом веткам, сухим листьям деревьев, следам разворота.


Бесплатная юридическая консультация:

Другим видом следов движения являются следы торможения транспортного средства, по которым наряду с перечисленными обстоятельствами можно установить скорость движения, техническое состояние автомобиля, место наезда (столкновения), путь пешехода до места наезда и другие обстоятельства. Так, следы торможения имеют более четкое отображение в направлении движения транспортного средства, а их длина зависит от его скорости. Отклонение следов торможения от прямой может указывать на неисправность тормозной системы – на неправильную регулировку тормозов.

Кроме следов колес, на проезжей части могут быть и другие следы: осколки стекла, кровь, грязь и частицы краски, следы волочения потерпевшего и т.д.

Целям розыска скрывшегося с места происшествия водителя могут служить обнаруженные на месте происшествия принадлежащие ему предметы.

При осмотре транспортного средства фиксируются имеющиеся на нем следы ДТП (вмятины, царапины, разрушения деталей), их размеры и расположение, а также проверяется его техническое состояние- исправность тормозной, рулевой систем, светосигнальных устройств, состояние колес и шин; устанавливается также характер груза, его размещение и способ крепления.

Характер повреждений транспортного средства зависит от вида дорожно-транспортного происшествия. Так, для наездов на людей характерны вмятины овальной формы без повреждения слоя краски. Столкновения транспортных средств, опрокидывания, наезды на препятствия сопровождаются значительными повреждениями с разрывами металла и обширными отслоениями краски.

В целях наиболее полного выявления следов и предотвращения их порчи целесообразно осматривать транспортное средство в следующей последовательности: передняя часть, правая боковая, задняя, левая боковая части, крыша и низ.


Бесплатная юридическая консультация:

Допрос свидетелей-очевидцев и потерпевшего. Круг обстоятельств, выясняемых при допросе свидетелей-очевидцев, можно разделить на четыре группы: об условиях восприятия события; о дорожных условиях и дорожной обстановке; об обстоятельствах совершения ДТП; о действиях водителя и других лиц после происшествия.

Правильной оценке показаний свидетелей-очевидцев и потерпевшего способствует выяснение условий восприятия случившегося. В этих целях выясняется состояние свидетеля или потерпевшего (не был ли болен, не находился ли в состоянии опьянения, что привлекло его внимание к дорожно-транспортному происшествию и т.д.). Кроме того, необходимо выяснить у них, каковы были погодные условия, видимость (освещенность), состояние проезжей части и т. п.

Если потерпевший двигался по проезжей части, то следует уточнить, двигался ли он по пешеходному переходу, какой сигнал был включен в светофоре, когда он увидел транспортное средство или услышал звук его двигателя, на каком расстоянии и какова была скорость его движения. Особое внимание следует уделить выяснению характера движения пешехода: в каком темпе он передвигался (медленным, спокойным или быстрым шагом, бегом); если менял темп движения, то какие отрезки и в каком темпе преодолел, какое расстояние прошел от тротуара до места наезда и под каким углом по отношению к проезжей части, каково было расположение транспортных средств на проезжей части.

При выяснении обстоятельств механизма наезда следует установить, в какую часть тела был нанесен первоначальный удар и какие телесные повреждения были причинены, в какой одежде находился и какие на ней образовались следы.

В тех случаях, когда водитель скрылся с места происшествия, при допросе нужно выяснить, подходил ли водитель к потерпевшему, какие действия производил на месте происшествия, каковы его приметы и отличительные признаки транспортного средства.


Бесплатная юридическая консультация:

У потерпевших от столкновения транспортных средств, опрокидывания и других видов ДТП выясняют: кто находился за рулем транспортного средства, на каком месте находился потерпевший, с какой скоростью вел водитель транспортное средство и как оно располагалось на проезжей части, время и место происшествия, какие следы образовались на проезжей части и транспортном средстве, как располагались транспортные средства после происшествия.

Допрос водителя. Важным источником информации о дорожно-транспортном происшествии на первоначальном этапе расследования являются показания водителя.

Независимо от вида ДТП и исходной следственной ситуации, при допросе водителя можно выделить четыре группы вопросов, по которым надлежит его допросить: о личности водителя и особенностях транспортного средства; о дорожных условиях и дорожной обстановке; об обстоятельствах совершения происшествия; о действиях водителя после ДТП.

При изучении личности водителя необходимо установить стаж его работы в качестве водителя, квалификацию, наличие нарушений правил дорожного движения, за которые он привлекался к административной или иной ответственности, судимости.

Транспортное средство является важным элементом системы обеспечения безопасности движения, поэтому нужно выяснить сведения о его техническом состоянии. Если при осмотре обнаружена неисправность транспортного средства, то следует выяснить, было ли оно исправно перед выездом на линию, когда и каким образом эта неисправность проявилась. Если неисправность возникла в пути следования, необходимо установить характер этой неисправности, ее проявление и причину продолжения движения. Одновременно нужно выяснить сведения о лицах, ответственных за техническое состояние транспортных средств, и кем был разрешен выезд из автопредприятия.


Бесплатная юридическая консультация:

Познание дорожной обстановки и дорожных условий связано с установлением видимости, т.е. возможности различать водителем конкретные объекты (транспортные средства, пешеходов, повороты дороги) с определенного расстояния, а также освещенности проезжей части (уличное освещение, ближний или дальний свет фар), типа и состояния дорожного покрытия, профиля проезжей части.

Наиболее сложной является часть допроса об обстоятельствах дорожно-транспортного происшествия и центрального их элемента- механизма ДТП. Основное внимание уделяется выяснению характера движения транспортных средств, транспортного средства и пешехода непосредственно перед столкновением, наездом. При выяснении обстоятельств происшествия возникает задача получить точные данные о различных процессах (скорости транспортных средств, темпе движения пешехода, взаимном расположении движущихся объектов) на этапах развития происшествия, а также об обстановке происшествия.

Если ДТП связано с наездом на пешехода, то при допросе выясняется: с какой стороны по направлению движения транспортного средства появился пешеход, когда он был обнаружен водителем и на каком расстоянии, какой был темп его движения, не останавливался ли он и не менял ли темп движения, в каком месте на проезжей части произошел наезд, были ли предметы, мешавшие своевременно обнаружить пешехода.

Для обеспечения правильного анализа механизма ДТП важным является выяснение действий водителя, которые он предпринимал для его предотвращения (торможение, объезд, подача звукового или светового сигнала) и на каком расстоянии от пешехода. Кроме того, необходимо выяснить поведение пешехода в этой дорожной ситуации: смотрел ли он в сторону приближающегося транспортного средства, как передвигался, как реагировал на сигналы водителя. Нередко такой анализ действий водителя и потерпевшего позволяет уже в начале расследования установить правомерность действий одного из них.

При столкновениях транспортных средств круг подлежащих выяснению вопросов определяется обстоятельствами конкретного происшествия. Так, при расследовании попутных столкновений необходимо знать скорость, дистанцию транспортных средств, их расположение на проезжей части. У водителя переднего транспортного средства следует выяснить, какие его действия предшествовали столкновению и чем они были вызваны. У водителя заднего – как он воспринимал действия водителя переднего транспортного средства и на основе каких признаков сделал вывод о его действиях. Например, если у него создавалось впечатление о торможении переднего автомобиля, то включался ли стоп-сигнал, заблокировали» ли колеса.

Во время допроса водителя, скрывшегося после совершения ДТП, помимо уже изложенных обстоятельств, необходимо выяснить причину побега с места происшествия, куда он после этого прибыл, какие действия совершал по сокрытию следов происшествия, кому и что именно рассказывал об обстоятельствах совершенного им деяния.

Назначение судебно-медицинской экспертизы. При расследовании дорожно-транспортных происшествий судебно-медицинская экспертиза назначается для установления характера телесных повреждений, механизма их образования, для определения причины смерти.

Причиненные при ДТП телесные повреждения можно разделить на специфические, характерные и нехарактерные.

Специфические повреждения передают некоторые свойства деталей транспортного средства (размер, форму), например, отпечатки протектора шины, бампера, ободка фары на теле или одежде потерпевшего.

Характерные – возникают только в условиях конкретных обстоятельств дорожно-транспортного происшествия (наезд на человека, столкновение транспортных средств, выпадение из транспортного средства).

Могут возникнуть и нехарактерные телесные повреждения, не имеющие присущих двум первым группам признаков. Они возникают от воздействия на тело человека любого тупого или острого предмета.

При выяснении механизма образования телесных повреждений, наряду с вопросами о характере, степени тяжести, расположении, времени и последовательности образования телесных повреждений, причине смерти, могут быть получены ответы на вопросы о процессах причинения телесных повреждений: являются ли они результатом удара, сдавления, трения; о положении потерпевшего в момент причинения телесных повреждений (поза потерпевшего, в какую часть тела был нанесен первоначальный удар, какие телесные повреждения возникли от удара транспортным средством, а какие от скольжения тела по проезжей части и т.д.).

Кроме того, эксперт может установить состояние потерпевшего в момент происшествия, например, наличие опьянения, физических недостатков (хромота, отсутствие отдельных органов).

По характеру телесных повреждений можно установить, кто конкретно из находившихся в транспортном средстве лиц управлял им.

Последующие следственные действия

Следственный эксперимент. При расследовании дорожно-транспортных происшествий возникают различные задачи, требующие экспериментальной проверки некоторых обстоятельств происшествия. Чаще всего следственный эксперимент проводится для установления скорости движения транспортных средств и пешеходов, взаимного расположения транспортных средств, определения видимости или обзорности для водителя.

Необходимость установления экспериментальным путем скорости транспортного средства возникает, когда отсутствуют следы торможения. Она может быть установлена двумя способами – определением времени движения по конкретному участку дороги или измерением скорости с помощью соответствующих приборов. В первом случае выбирается участок дороги протяженностью 50 или 100 м и водителю предлагается проехать его со скоростью, с которой он вел автомобиль перед происшествием. Спидометр автомобиля предварительно закрывается непрозрачным материалом. Движение автомобиля фиксируется секундомером или скоростемером. На основе этих данных при производстве автотехнической экспертизы определяется скорость автомобиля. Во втором случае скорость автомобиля фиксируется с помощью радиолокационных приборов типа «Барьер», которыми оснащены подразделения Госавтоинспекции.

При определении характера движения людей потерпевшему предлагается преодолеть расстояние, равное, например, пути от тротуара до места наезда выбранным им темпом. Время преодоления этого расстояния фиксируется секундомером. Оно служит основой для определения скорости движения пешехода.

Назначение экспертиз. Для исследования события дорожно-транспортного происшествия, транспортного средства назначается автотехническая экспертиза.

Круг вопросов, решаемых автотехнической экспертизой, можно разделить на три группы.

В первую группу входят вопросы, решение которых позволяет установить механизм происшествия. К ним следует отнести, например, решение вопросов о скорости движения транспортных средств и пешеходов к моменту происшествия, о взаимном удалении транспортных средств, транспортного средства и пешехода на различных этапах развития события, о техническом состоянии транспортного средства, характере неисправности, времени и причине ее возникновения и т.п.

Во вторую группу входят вопросы, относящиеся к оценке действий водителя по обеспечению требований безопасности дорожного движения Например, как следовало действовать водителю в конкретной ситуации, какими требованиями правил дорожного движения нужно было руководствоваться при проезде конкретного отрезка дороги, мог ли водитель предотвратить наезд и др.

К третьей группе следует отнести вопросы, направленные на установление причинных связей между действиями участников происшедшего события и наступившими последствиями. На разрешение эксперта может быть поставлен вопрос о том, находятся ли в причинной связи с последствиями преступления определенные действия водителя, пешехода, оцениваемые с точки зрения их несоответствия требованиям безопасности движения.

Для установления механизма происшествия и связанных с ним задач проводится трасологическая экспертиза, объектами которой являются следы транспортных средств, следы их взаимодействия.

Кроме того, по делам данной категории нередко назначаются судебно-химическая экспертиза (для исследования следов отслоений краски, характера и состава вытекших жидкостей и т.д.), а также комплексные экспертизы (медико-автотехническая, медико-криминалистическая, трасолого-автотехническая и др.).

Допрос обвиняемого При расследовании ДТП допрос обвиняемого требует тщательной подготовки. Это обусловлено тем, что к моменту предъявления обвинения водитель бывает достаточно осведомлен об обстоятельствах расследуемого события, чему способствует его участие в таких следственных действиях, как осмотр места происшествия, очные славки, назначение экспертиз.

Допрос не следует сводить к повторению данных на первоначальном этапе показаний. Он должен содержать анализ допущенных нарушений правил дорожного движения, характера действий по управлению транспортным средством, допущенных при этом просчетов в оценке дорожной обстановки. В ходе допроса обвиняемого важно показать наличие причинной связи между допущенными им нарушениями правил дорожного движения и наступившими последствиями. Поскольку многие процессы могут быть познаны только с использованием специальных познаний (определение скорости по длине следов торможения, взаимного удаления транспортных средств в различные моменты развития события, установление причин неисправностей и т.д.), то следует широко использовать заключения экспертиз – автотехнической, транспортно-трасологической, судебно-медицинской.

Источник: http://be5.biz/pravo/k013/35.html

Методика расследования дорожно-транспортных происшествий

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) – происшествие, возникающее в процессе движения механических транспортных средств (автомобилей, троллейбусов, трамваев, мотоциклов, мотороллеров и иных самоходных машин – дорожных, строительных и сельскохозяйственных) и повлекшее:

  • гибель или телесные повреждения людей, либо
  • причинившее существенный материальный ущерб (повреждение транспортных средств, сооружений, грузов и т.д.).

Содержание

Виды дорожно-транспортных происшествий

Согласно приказу МВД РФ № 328 от 18.06.96 года «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 г. N 647» дорожно-транспортные происшествия подразделяются на следующие виды:

3. Наезд на стоящее транспортное средство

4. Наезд на препятствие

5. Наезд на пешехода

6. Наезд на велосипедиста

7. Наезд на гужевой транспорт

8. Падение пассажира

Столкновение — происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог. К этому виду относятся столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством (перед светофором, при заторе движения или из-за технической неисправности) и столкновения подвижного состава железных дорог с остановившимся (оставленным) на путях транспортным средством.

Опрокидывание — происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось.

Наезд на стоящее транспортное средство — происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп.

Наезд на препятствие — происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т.д.).

Наезд на пешехода — происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство. К этому виду относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза или предмета (доски, контейнеры, трос и т.п.).

Наезд на велосипедиста — происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.

Наезд на гужевой транспорт — происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся транспортное средство. К этому виду также относится наезд на животное.

Падение пассажира — происшествие, при котором произошло падение пассажира с движущегося транспортного средства или в салоне (кузове) движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и др., если оно не может быть отнесено к другому виду ДТП. Падение пассажира из недвижущегося транспортного средства при посадке (высадке) на остановке не является происшествием.

Иной вид ДТП — происшествия, не относящиеся к указанным выше видам. Сюда относятся падение перевозимого груза или отброшенного колесом транспортного средства предмета на человека, животное или другое транспортное средство, наезд на лиц, не являющихся участниками дорожного движения, наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо и пр.) и др.

Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных происшествий

Обстановка автотранспортных происшествий многоэлементна по содержанию и сложна по своей структуре. В качестве одной из ее частей можно выделить статические условия внешней материальной среды, в которой осуществлялось дорожное движение. Названные условия могут быть разделены на постоянные и временные. К первым относятся конструктивные особенности устройства дороги на участке, где произошло происшествие; наличие технических средств регулирования и организации движения, ограждений разметки дорожного полотна, газонов, посадочных площадок для пассажиров; внешнее окружение дороги — здания и сооружения; элементы окружающей среды — зеленые насаждения, лес, обрывы и т.д. Временными являются условия, не изменяющие своих свойств в относительно короткий промежуток времени. К ним относится состояние поверхности дорожного полотна в зависимости от погоды, ремонтных работ или других факторов, наличие которых в данном месте временно.

В обстановке автотранспортных происшествий имеется большое число динамических элементов, которые до события и во время его развития находились в движении, взаимно перемещались, возникали и исчезали, перемещение иных предметов, оказавшихся на дорожном полотне; взаимное положение объектов во время движения; изменение режимов и маневров движения транспорта; варьирование сигналов регулирования движения и т.п.

Важное значение для расследования автотранспортных происшествий имеет исследование условий, влияющих на восприятие участниками опасной ситуации. Объективные возможности восприятия определяются условиями освещенности в зависимости от времени суток, года, климатических и погодных явлений, побочных результатов технических процессов (загазованности, задымленности), наличия и расположения искусственных источников света, его силы, цветовой гаммы, интенсивности звуков и шума на месте происшествия и т.д.

Субъективные условия включают прежде всего индивидуальные свойства личности, влияющие на возможности восприятия и оценки события.

В механизме автодорожного происшествия разными авторами выделяется различное количество стадий.

На начальной стадии происшествия в обстановке дорожного движения появляются факторы, нарушающие функциональное равновесие и требующие от водителя транспорта дополнительных мер для сохранения условий безопасности. Такого рода факторами могут быть внешние по отношению к транспортному движению явления (поведение пешеходов вблизи дороги, начавшийся дождь, состояние режимов движения на определенном участке) и внутренние (неисправность транспорта, отклонение от нормы психофизиологического состояния водителя и т. д.). Ответное реагирование на эти факторы еще не выходит за пределы обычных приемов управления, хотя иногда требует повышенного расхода энергии (внимание, психические реакции, физические усилия и пр.) для удержания динамических процессов дорожного движения в безопасном равновесии. Водитель, обнаружив потенциальную опасность, может снизить скорость, ограничиться простой подачей звукового сигнала, предупреждающего другого участника о возникающей опасности.

Следующий этап механизма автодорожного происшествия характеризуется возникновением аварийной ситуации. На этой фазе происходит фактическое рассогласование, нарушение функциональных связей в системе дорожного движения. В этих условиях управляющее воздействие водителя не вызывает адекватного с ним изменения поведения других участников движения. В результате управляющий транспортным средством полностью или частично утрачивает способность своими действиями и влиять на опасный ход события.

Вследствие неправильного поведения участников дорожного движения складывается неуправляемая аварийная обстановка, в условиях которой участники происшествия лишаются возможности влиять на механизм его развития. В механизм аварии могут включаться дополнительные факторы, так или иначе влияющие на финансовый процесс события. В одних ситуациях они показывают позитивное влияние, и возникают менее тяжкие последствия. В других — оказывают отрицательное воздействие на финальную стадию происшествия и вызывают более тяжкие последствия.

Аварийная ситуация может быть открытой или скрытой для участников дорожного происшествия. Возникновение открытой аварийной ситуации не является неожиданностью для участников события. Они имеют возможность своевременно обнаружить признаки возникновения опасной обстановки. Фактически обнаружение катастрофического развития зависит от субъективного восприятия характера складывающейся ситуации. Водитель из-за невнимательности, небрежности, недооценки признаков неблагоприятной обстановки может не увидеть, своевременно не обнаружить надвигающейся опасности. В скрытой аварийной ситуации существуют условия, которые объективно не позволяют участникам своевременно обнаружить назревающую аварийную обстановку. Скрытое развитие аварийной ситуации не исключает виновности и ответственности участников происшествия, хотя требует особо тщательного исследования динамики событий, особенностей окружающей среды, ограничивающих обнаружение и оценку надвигающейся опасности.

По степени участия в аварийной обстановке участников события выделяются общая и односторонняя ситуация. В момент возникновения общей аварийной ситуации одновременно два или более субъектов, осуществляющих движение, лишаются возможности изменить своими действиями опасный ход развития события. В односторонней ситуации аварийная опасность возникает в основном для одного из участников, в то время как второй имеет практическую возможность разрядить обстановку, предупредив происшествие.

Сведения о свойствах личности участников дорожного происшествия имеют важное значение в объяснении их поведения во время движения. Обобщение практики свидетельствует, что чаще всего виновниками автотранспортных преступлений являются малоопытные водители, не обладающие умением быстро и правильно оценивать возникшую ситуацию, прогнозировать ее осложнение и не имеющие достаточных навыков управления транспортом.

Определённое влияние на возникновение аварийной ситуации оказывают качества личности, присущие людям определенного возраста. Практика свидетельствует, что молодые люди часто самоуверенны, склонны к неоправданному риску. Некоторые лица в возрасте 40—50 лет и старше действуют слишком осторожно, утрачивают способность к маневру, нарушают ритм движения и становятся «возмущающим фактором».

Следует отметить, что до 80% дорожно-транспортных преступлений совершается водителями и лишь 20—25% пешеходами.

В ряде случаев действия виновников автотранспортных происшествий обусловливаются особенностями их психологического и физического состояния. В частности, довольно большое число транспортных происшествий происходит по вине лиц, находящихся в нетрезвом состоянии.

Первоначальный этап расследования дорожно-транспортных происшествий

Осмотр места ДТП

Одним из первых следственных действий является осмотр места происшествия. При подготовке к нему до выезда на место происшествия следует позаботиться, чтобы пострадавшим была оказана помощь, полностью или частично остановлено движение. Необходимо решить, помощь каких специалистов понадобится и какие потребуются технические средства. По прибытии на место происшествия следователь проверяет эффективность организации охраны и заградительных мероприятий и приступает к опросу очевидцев и лиц, обнаруживших следы происшествия.

У очевидцев выясняются их анкетные данные, место, с которого они наблюдали происшествие. Им задаются вопросы о взаимном положении транспорта и препятствий на дороге; каким образом участники происшествия реагировали на возникшую опасность (подавались ли звуковые сигналы, производились ли торможение, снижение или увеличение скорости, изменение направления движения); о месте и положении транспорта при окончании процессов перемещения транспорта после дорожного происшествия. Если в происшествии участвовал пешеход, то выясняется, в каком месте он вышел на дорогу и в каком направлении двигался, на каком участке дороги произошел контакт транспорта и потерпевшего, где он оказался после этого. Очевидцы могут не только рассказать, но и показать, что и где происходило.

У свидетелей, обнаруживших следы происшествия, выясняется, откуда и куда они следовали, какой транспорт при этом видели, кого из пешеходов встречали, обгоняли. Им также задаются вопросы об изменении положения отдельных объектов на месте происшествия, кто проходил или проезжал неподалеку от него и т.п.

На стадии общего обзора с учетом объяснений свидетелей определяются границы и начальная точка осмотра.

Рекомендуется начинать осмотр с участка дороги, на котором находилась машина во время, предшествовавшее появлению в обстановке движения факторов, отрицательно влияющих на безопасность. Если выявить эту точку не представляется возможным (в силу отсутствия очевидцев), то начинать осмотр надо от места обнаружения следов происшествия.

В процессе непосредственного исследования места происшествия изучаются его особенности, взаимное расположение, состояние имеющихся на месте объектов, следов. По ходу движения следователь должен производить необходимые измерения проезжей части дороги и окружающей местности, выставлять сигнальные обозначения в местах обнаружения следов.

Выявленные следы необходимо осматривать, обращая внимание на общие и частные признаки, связь с расследуемым событием, и точно зафиксировать место их расположения.

В результате исследования анализа отдельного следа воссоздается мысленная модель механизма его образования и следообразующего объекта, что облегчает поиски последнего в ходе осмотра места происшествия и дальнейшего расследования.

Определенным видам дорожно-транспортных происшествий (наезд, столкновение, падение пассажиров и т.д.) присущи определенные типичные следы.

При наездах на неподвижные препятствия на них, возле них остаются частицы краски, стекла, части груза, смазки и топлива, отделившиеся узлы автотранспорта. В результате наезда на потерпевшего на дорожном полотне образуются, кроме вышеназванных, следы крови, трассы от волочения пострадавшего.

Признаками столкновения могут быть потеки и пятна воды, антифриза, масла. От вращения машин после столкновения на поверхности дороги остаются дугообразные следы от блокирования и бокового перемещения колес.

Опрокидывание, кроме всего прочего, сопровождается образованием следов заноса или скольжения транспорта, отпечатков удара бампера, от которого произошло продольное опрокидывание.

Для всех видов дорожно-транспортных происшествий характерно наличие следов колес (качение, торможение). Они подлежат обязательной фиксации в протоколе путем фотографирования, изготовления слепков, копирования на дактопленку, сырую резину, фотобумагу и т.д. При участии в происшествии нескольких транспортных средств уже в ходе осмотра необходимо дифференцировать их следы.

В ситуациях, когда происшествие окончилось смертью потерпевшего, производится осмотр трупа. Определяется и фиксируется его поза, состояние одежды, расположение относительно транспорта, следов и других элементов обстановки происшествия. На одежде и кожной поверхности трупа следует искать частицы краски, стекла, горюче-смазочных материалов, отпечатки бампера и протектора. Обнаружение нехарактерных для транспортного происшествия повреждений требует выяснения возможностей их образования вследствие особенностей механизма события, специфических конструкций и перемещения транспорта, а иногда и об использовании инсценировки для сокрытия другого преступления.

Важным элементом осмотра места происшествия является исследование транспорта. Нередко для его производства требуется участие специалиста-автотехника. При осмотре транспорта важно обнаружить и зафиксировать все видимые повреждения, вызванные как первичным контактом машины с препятствием, так и вторичным ударом. Фиксируются также повреждения, вызванные не ударным контактом, а деформацией деталей или частей машины. От следов автотранспортного происшествия необходимо отличать изменения, возникшие вследствие некачественного ремонта, неаккуратного обслуживания и других причин. В ходе осмотра точно определяется деталь, агрегат машины, подвергшиеся разрушению или повреждению. При осмотре повреждений на транспорте выясняется последовательность возникновения повреждений и разрушений частей и деталей в результате происшествия. Сначала надо установить, какие части машины первыми вступили в контакт с препятствиями, а затем последить последовательность разрушения. В процессе осмотра нужно точно определить и зафиксировать место падения на землю и положение деталей и частей машины, измерить расстояние между точками первоначального контакта транспорта с препятствием и обнаружения отделившихся частей и узлов.

В объемных следах производятся измерения глубины повреждений корпуса на различных участках. Следует внимательно осматривать дно контактных поверхностей для выявления следов отслоения и наслоения в виде частиц лакокрасочного материала, металла, стекла, дерева, текстильных волокон, крови и костно-мышечной ткани. Обнаруженные микрочастицы подробно описываются и изымаются.

В качестве приложения к протоколу осмотра места происшествия составляются масштабные планы и схемы осматриваемого участка. При их изготовлении необходимо пользоваться общепринятыми обозначениями и отражать в них все объекты, обнаруженные на месте происшествия (см. Рис. 1 и Рис. 2).

Следственный эксперимент

Важную роль в установлении обстоятельств события и элементов обстановки, в которой оно протекало, имеет проведение такого процессуального действия, как эксперимент. Чаще всего он проводится для определения границ видимости с места водителя, установления возможности слышать звуковые сигналы, шум движущегося транспорта с определенного места или конкретным субъектом; определения возможностей заноса транспорта, повреждения и разрушения тормозной и рулевой систем в определенных ситуациях, самопроизвольного ослепления водителя светом фар встречного транспорта.

При помощи следственного эксперимента устанавливается также возможность образования тех или иных следов при называемом очевидцами положении транспорта и скорости его движения.

Проведение следственного эксперимента при расследовании данной категории дел требует принятия мер строжайшего обеспечения безопасности участников этого действия и окружающих. Участок дороги, на котором проводится эксперимент, должен быть надежно огражден на расстоянии, исключающем появление в зоне движения транспорта граждан или других объектов.

При определении границ места поведения эксперимента следует учитывать скорость участвующего в эксперименте транспорта и возможное изменение направления его движения. При планировании и подготовке опытных операций и маневров способы и скорость их выполнения должны избираться таким образом, чтобы не допустить причинения вреда участникам эксперимента и окружающим. Для этого в ряде случаев требуется проведение консультаций и выполнение специальных расчетов.

Назначение экспертиз

В ряде случаев для выяснения обстоятельств дорожного происшествия необходимо проведение автотехнической экспертизы. На ее разрешение могут быть поставлены вопросы о механизме автопроисшествия в целом (исходя из данных, обнаруженных при расследовании: о месте столкновения транспортных средств; направлении их движения; возможности образования следов в результате столкновения, наезда, опрокидывания; взаимном расположении транспортных средств в момент столкновения машин и пешехода во время наезда и др.).

В некоторых случаях для выяснения имеющих значение обстоятельств проводятся комплексные экспертизы с участием не только экспертов-автотехников, трасологов, но и физиков, химиков.

В распоряжении экспертов предоставляются необходимые материалы уголовного дела, среди них обязательно протоколы осмотра места происшествия, транспортных средств и вещественных доказательств, допроса свидетелей и участников происшествия, заключения судебно-медицинской экспертизы. Для лучшего восприятия экспертам целесообразно предоставлять фото- и видеоизображения обстановки места происшествия, транспортных средств и т.д. Иногда эксперту требуется лично побывать на месте происшествия, исследовать транспортное средство или отдельные его узлы, другие вещественные доказательства (одежду потерпевшего, вещество, находившееся на месте преступления т.д.).

Некоторые вопросы относительно механизма развития аварийного происшествия могут быть разрешены при проведении судебно-медицинской экспертизы. Эксперту-медику может быть предложено установить положение потерпевшего в момент первичного контакта и последующего движения транспорта. В некоторых случаях важно определить физическое состояние водителя, наличие у него определенных свойств (недостаточной остроты зрения, дальтонизма, глухоты и т.д.).

Особенности расследования автотранспортных преступлений в условиях различных ситуаций

В простых ситуациях следователю уже при выезде на место происшествия в общих чертах известно, что произошло, какие последствия наступили. В подобных случаях объективная информация поступает от участников происшествия, очевидцев и извлекается при осмотре следов преступления. После возбуждения уголовного дела, допроса свидетелей и водителей транспортных средств, медицинского освидетельствования предполагаемых виновников удается получить необходимые сведения и доказательства о фактических обстоятельствах расследуемого события.

Следственная ситуация на первоначальном этапе может существенно усложниться гибелью одного из участников события; отсутствием на месте происшествия очевидцев события; заявлением водителя аварийного транспортного средства об участии в дорожном происшествии еще одного субъекта, которого не оказалось к моменту прибытия следователя. Общим для сложных следственных ситуаций является возникновение условий, благоприятных для оказания виновными противодействия расследованию. В то же время возможности следователя по проверке объяснений противодействующей стороны существенно уменьшаются. В частности, подозреваемые нередко заявляют, что причиной происшествия были неправильные действия погибшего участника события, и дают о его поведении ложные показания. В этой ситуации нужно попытаться максимально точно восстановить обстоятельства исследуемого события посредством допроса свидетелей, проведения автотехнической, криминалистической и судебно-медицинской экспертиз, повторного осмотра места происшествия и вещественных доказательств, следственного эксперимента и т.д. Полученные в результате этих действий данные сопоставляются с утверждениями подозреваемого, а на выявленные противоречия ему указывается при проведении допроса. Иногда, чтобы доказать необъективность версии подозреваемого, его привлекают к участию в проверке показаний на месте происшествия или к производству следственного эксперимента.

Эффективным средством проверки версии об участии в происшествии неизвестного субъекта является автотехническая экспертиза. Путем расчета механизма движения транспортных средств и сопоставления результатов исследования с предполагаемым положением и действиями в пространстве дороги «третьего» участника эксперт может подтвердить или исключить объективную возможность дорожной обстановки, на которой настаивает предполагаемый виновник события. Кроме того, следователь должен принять все необходимые меры поиск следов и других доказательств участия в событии неустановленных машины и пешехода. Неустановление этих следов существенно уменьшает или опровергает утверждения действительных виновников происшествия.

В следственной практике встречаются случаи, когда после совершенного преступления водитель скрывается, оставляя на месте происшествия машину. Подобным образом поступают лица, совершившие угон автотранспорта, или водители, хотя и правомерно владеющие машиной, но пытающиеся выиграть время для оказания противодействия. Последние в ряде случаев также выдвигают версию об угоне у них автотранспорта, иногда склоняя к даче ложных показаний своих знакомых, родственников, обращаются в милицию с заявлением об угоне. В рассматриваемых ситуациях первоочередной становится задача установления лица, находившегося за рулем в момент автопроисшествия. К разрешению этой задачи следует приступить уже в ходе осмотра места происшествия. С учетом повреждений кабины, положения водительского кресла после аварии можно представить, каким образом водитель вышел из поврежденной машины, где могли остаться следы рук, крови, если у него было кровотечение. Если в салоне имеются повреждения деталей, которые могли образоваться от удара тела водителя, необходимо попытаться найти там следы рук, крови, части и волокна одежды. На одежде и обуви водителя могут иметься следы контакта с объектами, находящимися на месте происшествия. Кроме того, следует установить лиц, которые видели водителя до, в момент и после происшествия. Первые допрашиваются о том, сообщал ли предполагаемый виновник, куда направляется, в каком направлении двигался, в каком состоянии были его одежда и управляемый им автотранспорт. Свидетелям, которые видели водителя после аварии, задаются вопросы о том, где они его встречали, откуда он шел, в каком состоянии находился, какие повреждения имелись у него на теле и одежде, не рассказывал ли допрашиваемому о случившемся. Особенно важную информацию обычно получают при допросе свидетелей, которые видели подозреваемого за рулем в момент аварии и когда он покидал место происшествия. Если водитель машины, обнаруженной на месте происшествия, обращался с сообщением об угоне, изымаются его заявление и все материалы по проверке. В заявлениях, объяснениях, показаниях подозреваемого и лжесвидетелей могут быть противоречия, которые используются при допросе этих лиц.

На первоначальном этапе расследования нередки ситуации, когда с места происшествия скрывается водитель вместе с машиной, участвовавшей в аварии. При наличии очевидцев и пострадавших, способных давать объяснения о случившемся, у них выясняются индивидуальные и групповые признаки автотранспорта, приметы водителя, находившегося за рулем. При осмотре места происшествия по следам колес, отделившимся от транспорта деталями, повреждениям окружающей обстановки также могут быть определены тип и марка автомобиля, участвующего в аварии.

С учетом полученной информации организуется преследование автомобиля и проведение заградительных мероприятий по пути возможного следования автомобиля. Эти меры могут быть приняты еще до начала осмотра и корректироваться по мере получения информации о разыскиваемых транспортных средствах и их водителях. При изучении сведений о возможном выходе разыскиваемой машины за пределы «закрытого» района или при возникновении такой опасности должны быть организованы поисково-заградительные мероприятия в границах соседних административно-территориальных единиц.

Информация о разыскиваемом транспорте может быть получена и при производстве экспертиз частей стекла, краски, горюче-смазочных материалов, отдельных узлов и деталей автомашины, грузов, выпавших из нее и обнаруженных на месте происшествия. В этих же целях организуется проверка и обход предприятий по ремонту транспорта, гаражей, автостоянок и проверка силами ГИБДД автомобилей, движущихся по дорогам. Если установлено назначение груза, машина может быть найдена после выявления грузоотправителей и грузополучателей. Для выявления свидетелей рекомендуется проведение обхода жилых домов, организаций и предприятий, находящихся не только на прилегающих к месту происшествия территориях, но и по пути следования разыскиваемого транспорта. Целесообразно также проведение опроса граждан, бывающих в названных местах и находившихся в них во время, предшествующее аварии и после нее. Если проведенные мероприятия в течение нескольких дней не дают положительных результатов, возможно обращение к гражданам через средства массовой информации. При обнаружении скрывающегося транспорта и его водителя следует помнить, что факт оставления места происшествия сам по себе не является доказательством виновности. В практике встречаются случаи, когда к подобным мерам прибегают лица, не виновные в совершении автотранспортного преступления. На данном этапе расследования проводятся действия по идентификации найденных транспорта и водителя как участников дорожного происшествия. Большую роль в этом играют различные криминалистические экспертизы, в том числе экспертиза, проводимая с целью установления целого по частям, когда для идентификации используются отделившиеся от транспорта узлы и детали, осколки стекла, частицы краски и т.д.

В процессе осмотра транспорта и последующих экспертиз могут быть выявлены следы контакта с препятствиями, потерпевшими, другими объектами на месте происшествия. Даже после проведения ремонтных работ за облицовкой, под крышей капота, на днище и в ходовой части автомашины могут быть обнаружены следы крови, микрочастицы одежды потерпевшего, грунта и растений, краски от столкнувшейся машины, вещества, из которого состоят иные препятствия. Если подозреваемый продолжает отрицать свое участие в происшествии, при его допросе следует использовать приемы предъявления доказательств, разоблачения лжи и сговора с лжесвидетелями. При допросе предполагаемых виновников могут быть использованы и приемы воздействия на эмоциональную сферу допрашиваемого: обращение к лучшим качествам, обострение чувства сострадания к потерпевшему, желание облегчить переживания собственных родственников и близких. Довольно сложные ситуации складываются, когда подозреваемый (обвиняемый) признает участие в происшествии, но отрицает свою вину в нарушении правил безопасности движения транспорта. Основным доводом допрашиваемых является то, что они не имели возможности своевременно обнаружить опасность и потому не могли предотвратить происшествия.

Подобные показания могут быть проверены с участием обвиняемого на месте происшествия. При проведении этого следственного действия следователь должен занимать активную позицию. Еще на стадии подготовки следует прогнозировать поведение допрашиваемого и подобрать контраргументы его утверждениям. В самих показаниях обвиняемого также могут быть противоречия, на которые ему должно быть указано.

После проверки показаний на месте происшествия возможно проведение следственного эксперимента, а затем и автотехнической экспертизы для получения ответа на вопрос о наличии у водителя технической возможности предотвратить происшествие.

При выдвижении версии о том, что причиной происшествия была неисправность транспорта, которую водитель своевременно обнаружить не мог, прежде всего устанавливается наличие или отсутствие повреждения в указанной детали, узле автомашины. Они осматриваются, а затем подвергаются криминалистической и автотехнической, либо комплексной экспертизе для установления причин и времени разрушения детали и возможности своевременного обнаружения повреждения. Эти показания проверяются допросами подозреваемых, отвечающих за техническое состояние транспорта. Кроме того, изымаются и осматриваются документы о ремонте транспорта и установке дефектной детали, а также приказы и должностные инструкции об обязанностях лиц, отвечающих за выпуск машины на линию, ремонт и обслуживание автомобиля.

Некоторые подозреваемые (обвиняемые) оспаривают достоверность установленных следствием данных об обстоятельствах маневрирования машиной, скорости движения транспорта или пешехода, а также утверждают, что нарушение правил безопасности движения было допущено другим участником происшествия.

Подобного рода показания тщательно проверяются в ходе повторного осмотра, следственного эксперимента, автотехнической экспертизы, допросов свидетелей и участников происшествия. Необходимо также проанализировать объективность суждений допрашиваемого и выводов следствия. При этом оцениваются достоверность исходных данных об оспариваемых фактах, полнота и правильность их исследования. Пристальное внимание должно уделяться проверке правильности определения фактических показателей механизма дорожного происшествия: экспериментальные данные о тормозном пути транспорта, оценка показателей реакции водителя и скорости движения участников происшествия. Тщательному анализу подвергаются математические расчеты и обоснованность выводов экспертизы. Другими словами, в процессе вышеописанной деятельности проводится поиск возможных ошибок в построении выводов следователя и подозреваемого (обвиняемого).

В большинстве ситуаций подозреваемые (обвиняемые) признают свою вину и дают соответствующие показания об обстоятельствах расследуемого события. Подобное положение успокаивает некоторых следователей, и они не анализируют показания обвиняемых, не прогнозируют возможность изменения этими лицами своей позиции при обнаружении ими неполноты расследования или других благоприятных условий для оказания противодействия.

Для того чтобы избежать подобных ситуаций, необходимо предельно детализировать и конкретизировать показания названных субъектов о фактической стороне возникновения и развития дорожного происшествия, об обстоятельствах обнаружения ими опасности, об ответных действиях, а также о технических приемах и средствах, которые использовал водитель для предупреждения вредных последствий. При анализе и оценке показаний подозреваемых (обвиняемых), признающих свою вину, уточняется: соответствуют ли их показания установленным расследованием обстоятельствам; правильно ли допрашиваемый оценивает эти обстоятельства, свои действия и поведение других участников происшествия.

Рассматриваемые показания, как и всякие другие, должны проверяться при производстве иных следственных действий, сопоставляться с материалами уголовного дела.

В постановлениях о привлечении в качестве обвиняемого в обвинительных заключениях необходимо детализировать установленные обстоятельства преступного события, раскрывать их объективное содержание, составляющее преступное нарушение правил безопасности движения, учитывать действия других участников происшествия.

Источник: http://crimlib.info/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%BE-%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%81%D1%88%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B9